Трансмиссионные масла
предназначены для применения в узлах
трения агрегатов трансмиссий легковых и
грузовых автомобилей, автобусов, тракторов,
тепловозов, дорожно-строительных и других
машин, а также в различных зубчатых
редукторах и червячных передачах
промышленного оборудования.
Трансмиссионные масла представляют собой
базовые масла, легированные различными
функциональными присадками.
В качестве базовых компонентов используют
минеральные, частично или полностью
синтетические масла.
Общие требования
В агрегатах
трансмиссий смазочное масло является
неотъемлемым элементом конструкции.
Способность масла выполнять и длительно
сохранять функции конструкционного
материала определяется его
эксплуатационными свойствами. Общие
требования к трансмиссионным маслам
определяются конструкционными
особенностями, назначением и условиями
эксплуатации агрегата трансмиссии.
Трансмиссионные масла работают в режимах
высоких скоростей скольжения, давлений и
широком диапазоне температур. Их пусковые
свойства и длительная работоспособность
должны обеспечиваться в интервале
температур от -60 до +150 °С. Поэтому к
трансмиссионным маслам предъявляют
довольно жесткие требования.
Все эти свойства трансмиссионного масла могут быть обеспечены путем введения в состав базового масла соответствующих функциональных присадок: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, анти-пенной и др.
Классификация трансмиссионных масел
Многообразие вырабатываемых
трансмиссионных масел, предназначенных для
разнообразной техники, вызвало
необходимость разработки и использования
классификаций масел, которые позволяют
правильно решить вопрос выбора сорта масла
ддя данной конструкции трансмиссии.
Отечественная классификация
трансмиссионных масел отражена в ГОСТ
17479.2-85.
В зависимости от уровня кинематической
вязкости при 100 °С трансмиссионные масла
разделяют на четыре класса.
Классы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 |
||
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с |
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С, не выше |
9 |
6,00-10,99 |
-35 |
12 |
11,00-13,99 |
-26 |
18 |
14,00-24,99 |
-18 |
34 |
25,00-41,00 |
- |
В соответствии с классом
вязкости ограничены допустимые пределы
кинематической вязкости при 100 °С и
отрицательная температура, при которой
динамическая вязкость не превышает 150 Па·с.
Эта вязкость считается предельной, так как
при ней еще обеспечивается надежная работа
агрегатов трансмиссий.
В зависимости от эксплуатационных свойств
и возможных областей применения масла для
трансмиссий автомобилей, тракторов и
другой мобильной техники отнесены к пяти
группам: ТМ-1 - ТМ-5, указанным в таблице
Группу масел устанавливают по результатам
оценки их свойств по ГОСТ 9490-75 при
разработке новых трансмиссионных масел и
постановке их на производство, а также при
периодических испытаниях товарных масел 1
раз в 2 года.
По классификации ГОСТ 17479.2-85 масла
маркируют по уровню напряженности работы
трансмиссии и классу вязкости. Например, в
маркировке масла ТМ-5-18 ТМ означает
начальные буквы русских слов "трансмиссионное
масло", первая цифра - группа масла по
эксплуатационным свойствам, вторая цифра -
класс вязкости масла.
Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 |
||
Группа масел по эксплуатационным свойствам |
Состав масел |
Рекомендуемая область применения |
1 |
Минеральные масла без присадок |
Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С |
2 |
Минеральные масла с противоизносными присадками |
То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С |
3 |
Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности |
Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С |
4 |
Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности |
Цилиндрические, спирально-конические и Гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С |
5 |
Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла |
Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С |
До введения ГОСТ 17479.2-85 на классификацию и систему обозначений трансмиссионных масел маркировка масел в нормативно-технической документации была другой. Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 и соответствие их ранее принятым маркам преведены в таблице.
Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 принятым в нормативно-технической документации |
||
Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85 |
Принятое обозначение масла |
Нормативно-техническая документация |
ТМ-1-18 |
ТС-14,5 |
ТУ 38.101110-81 |
ТМ-1-18 |
АК-15 |
ТУ 38.001280-76 |
ТМ-2-9 |
ТСп-10ЭФО |
ТУ 38.101701-77 |
ТМ-2-18 |
ТЭп-15 |
ГОСТ 23652-79 |
ТМ-2-34 |
ТС |
ТУ 38.1011332-90 |
ТМ-3-9 |
ТСзп-8 |
ТУ 38.1011280-89 |
ТМ-3-9 |
ТСп-10 |
ТУ 38.401809-90 |
ТМ-3-18 |
ТСп-15К, ТАп-15В |
ГОСТ 23652-79 |
ТМ-5-9 |
ТСз-9гип |
ТУ 38.1011238-89 |
ТМ-5-18 |
ТСп-14гип, ТАД-17и |
ГОСТ 23652-79 |
ТМ-5-34 |
ТСгип |
ОСТ 38.01260-82 |
ТМ-5-12з(рк) |
ТМ5-12рк |
ТУ 38.101844-80 |
Для решения вопроса взаимозаменяемости отечественных и зарубежных масел дано примерное соответствие классов вязкости и эксплуатационных групп трансмиссионных масел по
ГОСТ 17479.2-85 классам вязкости по классификации SАЕ и группам по классификации АРI.Ассортимент трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла без
присадок в последние годы производят и
применяют чрезвычайно редко (для
устаревших видов техники), и выработку
таких масел осуществляют по специальным
заказам покупателей. Так, на некоторых
нефтеперерабатывающих заводах
продолжается выпуск вязкого остатка от
прямой перегонки нефти: нафтенового
основания. Продукт реализуют под старым
торговым названием Нигрол. Выпускают 2 вида
Нигрола - зимний и летний, различающиеся
между собой уровнем вязкости и
температурами вспышки и застывания.
Рассматривая рыночный ассортимент
трансмиссионых масел сегодняшнего дня,
следует, прежде всего, отметить его
заметное сокращение. Так, совершенно
перестали вырабатывать старые, хорошо
известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились
объемы производства ранее широко
используемых масел ТАп -15В, ТЭп-15 и др.
Объясняется это значительным сокращением в
эксплуатации старых автомобилей, тракторов,
экскаваторов и других видов транспортных,
строительных и сельскохозяйственных
технических средств.
В то же время нельзя не заметить появления
на нефтяном рынке страны различных
зарубежных трансмиссионных масел
аналогичного назначения, которые в ряде
случаев успешно конкурируют с маслами
отечественного производства.
Тем не менее, ряд маловязких,
низкозастывающих масел специального
назначения продолжают вырабатывать и
успешно реализуют в сложных условиях
современного рынка.
Соответствие* классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классификациям SAE J306С и АРI |
|||
Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 |
Класс вязкости по SAE J306С |
Группа по ГОСТ 17479.2-85 |
Группа по АРI |
9 |
75W |
ТМ-1 |
GL-1 |
12 |
80W/85W |
ТМ-2 |
GL-2 |
18 |
90 |
ТМ-3 |
GL-3 |
34 |
140 |
ТМ-4 |
GL-4 |
- |
- |
ТМ-5 |
GL-5 |
* Приблизительное соответствие. Для полного соответствия необходимо проведение целого комплекса испытаний по определенным методикам. |
Трасмиссионные масла класса вязкости 9
Моторно-трансмиссионное масло МТ-8п
(ТУ 38.101277-85) - масло селективной очистки из восточных сернистых нефтей, содержит композицию противоизносных, антикоррозионных, антиокислительных и моющих присадок, депрессатор температуры застывания и антипенную добавку. Масло применяют как трансмиссионное в планетарных передачах гусеничных машин, а также в системе гидроуправления некоторых специальных машин.
Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 9 |
||||
Показатели |
ТСзп-8 |
ТСз-9гип |
ТСп-10 |
МТ-8п |
Вязкость: |
||||
Кинематическая, мм2/с, при 100 °С, не менее |
7,5-8,5 |
9,0 |
10,0 |
8,0-9,0 |
динамическая, Па·с, при -45 (-35) °С, не более |
- |
150 |
(300) |
- |
Индекс вязкости, не менее |
140 |
140 |
90 |
90 |
Температура, °С: |
||||
вспышки в открытом тигле, не ниже |
164 |
160 |
128 |
180 |
застывания, не выше |
-50 |
-50 |
-40 |
-30 |
Массовая доля, %: |
||||
механических примесей, не более |
0,025 |
0,05 |
0,02 |
0,015 |
воды |
Следы |
|||
серы (хлора), не менее |
0,7 |
(2,8) |
1,6 |
- |
фосфора, не менее |
0,08 |
- |
- |
- |
Кислотное число, мг КОН/г, не более |
- |
1,0 |
- |
0,01 |
Испытание на коррозию пластинок из стали и меди |
Выдерживает |
|||
Смазывающие свойства на ЧШМ: |
||||
индекс задира, Н, не менее |
392 |
490 |
470 |
343 |
показатель износа при 20 °С, 1 ч, и нагрузке 392 Н, мм, не более |
0,50 |
0,90 |
- |
- |
Нагрузка сваривания, Н, не менее |
2764 |
3283 |
3479 |
- |
критическая нагрузка, Н, не менее |
823 |
1235 |
- |
- |
Примечания. |
Масло ТСзп-8
(ТУ 38.1011280-89) - маловязкое, низкозастывающее, загущенное стойкой против деструкции вязкостной присадкой, содержит также противозадирную, противоизносную, антиокислительную и антипенную присадки. Масло предназначено для смазывания агрегатов трансмиссий, имеющих планетарные редукторы коробок передач, и некоторых систем гидроуправления мобильных транспортных средств.Трансмиссионные масла класса вязкости 18
Эти вязкие масла по объемам
производства и потребления наиболее широко
представлены в ассортименте
трансмиссионных смазочных материалов. В
основном, они представляют собой
минеральные масла остаточного
происхождения с композицией присадок.
Область применения охватывает все грузовые
и легковые автомобили, тракторы, дорожно-строительные
машины и другие виды мобильной техники, а
также некоторые виды тяжелых редукторов
промышленного оборудования. Эти масла, в
основном, объединены ГОСТ 23652-79.
Масло ТЭп-15 (ГОСТ 23652-79) вырабатывают на
базе ароматизированных остаточных
продуктов и дистиллятных масел.
Функциональные свойства масла улучшены
благодаря введению противоизносной и
депрессорной присадок. Применяют в
качестве всесезонного трансмиссионного
масла для тракторов и других
сельскохозяйственных машин в районах с
умеренным климатом. Рабочий температурный
диапазон масла -20...+100 °С.
Масло ТСп-15К (ГОСТ 23652-79) -
трансмиссионное масло, единое для коробки
передач и главной передачи (двухступенчатый
редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими
зубчатыми колесами) автомобилей КАМАЗ и
других грузовых автомобилей. Представляет
собой остаточное масло с небольшой
добавкой дистиллятного и композицией
присадок, улучшающих противозадирные,
противоизносные, низкотемпературные и
антипенные свойства. Работоспособно
длительно при температурах -20...+130 °С.
Масло ТАп-15В (ГОСТ 23652-79) - смесь
высоковязкого ароматизированного продукта
с дистиллятным маслом и композицией
присадок, улучшающих противозадирные и
низкотемпературные свойства. Применяют в
трансмиссиях грузовых автомобилей и для
смазывания прямозубых, спирально-конических
и червячных передач, в которых контактные
напряжения достигают 2000 МПа, а температура
масла в объеме 130 °С. В средней
климатической зоне используют всесезонно
при температуре до -25 °С.
Масло ТСп-14гип (ГОСТ 23652-79) вырабатывают
с композицией противозадирной, моющей и
антипенной присадок. Предназначено для
смазывания гипоидных передач грузовых
автомобилей (в основном, семейства ГАЗ) и
специальных машин в качестве всесезонного
для умеренной климатической зоны. Диапазон
рабочих температур масла -25...+130 °С.
Масло ТАД-17и ( ГОСТ 23652-79) - универсальное
минеральное. Содержит многофункциональную
серу-фосфорсодержащую, депрессорную и
антипенную присадки. Работоспособно до -25 °С;
верхний предел длительной
работоспособности 130-140 °С. Предназначено
для смазывания всех типов передач, в том
числе гипоидных, автомобилей и другой
мобильной техники.
Многие НПЗ и российские фирмы помимо масел,
выпускаемых по ГОСТам и общеотраслевым
техническим условиям, вырабатывают
трансмиссионные масла под своей торговой
маркой по собственным техническим условиям.
Разработка ТУ предприятия-изготовителя
связана с тем, что масло не по всем
показателям отвечает требованиям ГОСТов на
масла аналогичного назначения. Однако
изготовление трансмиссионного масла по ТУ
возможно лишь в том случае, если на него в
установленном порядке оформлен допуск к
производству и применению.
Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 18 |
|||||
Показатели |
ТЭп-15 |
ТСп-15К |
ТАп-15В |
ТСп-14гип |
ТАД-17и |
Вязкость: |
|||||
кинематическая, мм2/с, при температуре: |
|||||
50 °С |
- |
- |
- |
- |
110-120 |
100 °С |
15,0+1 |
15,0+1 |
15,0+1 |
>=14,0 |
>=17,5 |
динамическая, Па·с, |
|||||
при -15 (-20) °С, не более |
200 |
75 |
180 |
(75) |
- |
Индекс вязкости, не менее |
- |
90 |
- |
85 |
100 |
Температура, °С: |
|||||
вспышки в открытом тигле, не менее |
185 |
185 |
185 |
215 |
200 |
застывания, не выше |
-18 |
-25 |
-20 |
-25 |
-25 |
Массовая доля, %: |
|||||
Механических примесей, не более |
0,03 |
0,01 |
0,03 |
0,01 |
Отсутствие |
воды |
Следы |
Отсутствие |
Следы |
||
фосфора, не менее |
0,06 |
- |
- |
- |
0,1 |
серы |
m3,0 |
- |
- |
- |
1,9-2,3 |
Водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие |
- |
Отсутствие |
- |
- |
Испытание на коррозию пластинок в течение 3 ч: |
|||||
из стали и меди при 100 °С |
Выдерживает |
||||
из меди при 120 °С, баллы, не более |
- |
2с |
- |
- |
2с |
Зольность, % |
l0,3 |
- |
- |
- |
m0,3 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более |
- |
- |
- |
- |
2,0 |
Стабильность на приборе ДК-НАМИ (140 °С, 20 ч): |
|||||
изменение кинематической вязкости при 100 °С, %, не более |
25,0 |
7,0 |
- |
- |
- |
осадок в петролейном эфире, %, не более |
0,7 |
0,05 |
- |
- |
- |
Склонность к пенообразованию, см3, не более, при температуре: |
|||||
24 °С |
- |
300 |
- |
500 |
100 |
94 °С |
- |
50 |
- |
450 |
50 |
24 °С после испытания при 94 °С |
- |
300 |
- |
550 |
100 |
Смазывающие свойства на ЧШМ: |
|||||
индекс задира, Н, не менее |
- |
539 |
490 |
588 |
568 |
нагрузка сваривания, Н, не менее |
- |
3479 |
3283 |
3920 |
3687 |
показатель износа при осевой нагрузке 392 Н, (20+5)°С, 1 ч, мм, не более |
0,55 |
0,50 |
- |
- |
0,40 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
- |
- |
- |
6,0 |
5,0 |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
950 |
910 |
930 |
910 |
907 |
Примечание. |