Бензины предназначены для
применения в поршневых двигателях
внутреннего сгорания с принудительным
воспламенением (от искры).
В зависимости от назначения их разделяют на
автомобильные
и авиационные.
Несмотря на различия в условиях применения
автомобильные и авиационные бензины
характеризуются в основном общими
показателями качества, определяющими их
физико-химические и эксплуатационные
свойства.
Современные автомобильные и авиационные
бензины должны удовлетворять ряду
требований, обеспечивающих экономичную и
надежную работу двигателя, и требованиям
эксплуатации: иметь хорошую испаряемость,
позволяющую получить однородную
топливовоздушную смесь оптимального
состава при любых температурах;иметь
групповой углеводородный состав,
обеспечивающий устойчивый,
бездетонационный процесс сгорания на всех
режимах работы двигателя; не изменять
своего состава и свойств при длительном
хранении и не оказывать вредного влияния на
детали топливной системы, резервуары,
резинотехнические изделия и др. В последние
годы экологические свойства топлива
выдвигаются на первый план.
Авиационные бензины
предназначены для применения в поршневых
авиационных двигателях.
В отличие от автомобильных двигателей, в
авиационных используется в большинстве
случаев принудительный впрыск топлива во
впускную систему, что определяет некоторые
особенности авиационных бензинов по
сравнению с автомобильными. Более высокие
требования к качеству авиационных бензинов
определяются также жесткими условиями их
применения. ГОСТ 1012-72 предусматривает две
марки авиационных бензинов: Б-91/115 и Б-95/130.
Марка авиабензина означает его октановое
число по моторному методу, указываемое в
числителе, и сортность на богатой смеси - в
знаменателе дроби. Бензин Б-91/115
предназначен для эксплуатации двигателей
АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и
М-14В-26, а Б-95/130 - двигателей АШ-82Т и АШ-82В. В
течение 1988-1992 гг. проведен большой комплекс
исследований и испытаний, в результате чего
разработан единый бензин Б-92 без
нормирования показателя "сортность на
богатой смеси", вырабатываемый по ТУ
38.401-58-47-92. Как показали испытания, бензин Б-92
может применяться взамен бензина Б-91/115 в
двигателях всех типов. Использование
авиабензина Б-92 без нормирования
показателя сортности позволяет наряду с
обеспечением нормальной работы двигателей
на всех режимах значительно расширить
ресурсы авиабензинов и снизить содержание
в них токсичного тетраэтилсвинца.
В России вырабатывают две марки
авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Разработаны
технические условия на авиационные бензины
марок Б-100/130 и Б-100/130 малоэтилированный
- ТУ 38.401-58-197-97. Установленные нормы к
качеству указанных бензинов соответствуют
требованиям АSТМ D 910 и европейским
спецификациям на бензины марок 100 и 100LL.
Кроме описанных выше марок авиационных
бензинов, которые применяются
непосредственно для эксплуатации
поршневых двигателей, вырабатывается
неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ
38.101913-82). В настоящее время этот бензин
используется, в основном, как бензин-растворитель.
Авиационный бензин Б-70 готовят на основе
бензина прямой перегонки или рафинатов
риформинга с добавлением высокооктановых
компонентов.
Характеристики авиационных бензинов | ||||
Показатели | Б-95/130 ГОСТ 1012-72 |
Б-91/115 ГОСТ 1012-72 |
Б-92 ТУ 38.401-58-47-92 |
Б-70 ТУ 38. 101913-82 |
Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более | 3,1 | 2,5 | 2,0 | - |
Детонационная стойкость: | ||||
октановое число по моторному методу, не менее | 95 | 91 | 91,5 | 70 |
сортность на богатой смеси, не менее | 130 | 115 | - | - |
Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее | 42947·103 (10250) |
42947·103 (10250) |
42737·103 (10200) |
- |
Фракционный состав: | ||||
температура начала перегонки, °С, не ниже | 40 | 40 | 40 | 40 |
перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||||
10 % | 82 | 82 | 82 | 88 |
50 % | 105 | 105 | 105 | 105 |
90 % | 145 | 145 | 145 | 145 |
97,5 % | 180 | 180 | 180 | 180 |
остаток, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Давление насыщенных паров, Па | 33325-45422 | 29326-47988 | 29326-47988 | 47988 |
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более | 0,3 | 0,3 | 1,0 | 1,0 |
Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -60 | -60 | -60 | -60 |
Йодное число, г йода/100 г бензина, не более | 6,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | 35 | 35 | Не нормируется. Определение обязательно. | 12-20 |
Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более | 4,0 | 3,0 | 3,0 | 2,0 |
Массовая доля серы, %, не более | 0,03 | 0,03 | 0,05 | 0,05 |
Цвет | Желтый | Зеленый | Зеленый | Бесцветный |
Массовая доля параоксидифениламина, % | 0,002-0,005 | 0,002-0,005 | - | - |
Период стабильности, ч, не менее | 12 | 12 | 8 | - |
Примечания. 1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке - выдерживает;содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; прозрачность - прозрачный; плотность при 20 °С, кг/м3 - не нормируется, определение обязательно. 2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются: а) йодное число - 10 г йода/100 г бензина. б) содержание фактических смол не более 4 мг/100 см3 бензина. 3. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %. 4. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение. 5. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч. 6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157·103 (10300) Дж/кг (ккал/кг). 7. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю "период стабильности" с нормой не менее 8 ч. |
В связи с тем, что к авиационным
бензинам предъявляются более жесткие
требования, чем к автомобильным, в их состав
входят компоненты ограниченного числа
технологических процессов: прямой
перегонки нефти, каталитического
риформинга, алкилирования, ароматизации. В
состав авиационных бензинов могут также
входить продукты изомеризации прямогонных
фракций. Продукты вторичныхпроцессов,
содержащие олефиновые углеводороды, для
получения авиационных бензинов не
используются.
Компонентный состав авиационных бензинов
зависит в основном от их марки и в меньшей
степени, чем для автомобильных бензинов,
определяется набором технологических
установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки
авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/115
обычно являются бензины каталитического
риформинга. В качестве высокооктановых
компонентов могут быть использованы
алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.
Бензины каталитического риформинга
обладают высокой детонационной стойкостью
на богатых и бедных смесях. Чем больше
суммарное содержание в бензине
ароматических углеводородов, тем выше его
сортность на богатой смеси.
Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по
детонационной стойкости, теплоте сгорания,
содержанию ароматических углеводородов к
базовым бензинам добавляют изопарафиновые
и ароматические компоненты - алкилбензин,
изомеризат и толуол.
В целях обеспечения требуемого уровня
детонационных свойств к авиационным
бензинам добавляют антидетонатор
тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г на 1 кг бензина)
в виде этиловой жидкости. Для стабилизации
этиловой жидкости при хранении
авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин
или Агидол-1.
Как и все этилированные топлива, для
безопасности в обращении и маркировки,
авиационные бензины должны быть окрашены.
Бензины Б-91/115 и Б-92 окрашиваются в зеленый
цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж
или жирорастворимым зеленым
антрахиноновым; Б-95/130 - в желтый цвет
жирорастворимым желтым К; Б-100/130 - в голубой
цвет органическим жирорастворимым ярко-синим
антрахиноновым или 1,4-диалкиламино-антрахиноном.